Хорошая моторика может улучшить навыки чтения у детей с ожирением

Избыточная масса тела была связана с плохой успеваемостью детей в нескольких предыдущих исследованиях. Новое финское исследование показывает, что высокий процент жира в организме связан с плохими навыками чтения у мальчиков 6–8 лет. Однако эти ассоциации во многом объясняются плохой моторикой.

Результаты, опубликованные в Journal of Sports Science, являются частью исследования «Физическая активность и питание детей» (PANIC), проведенного в Университете Восточной Финляндии, и исследования «Первые шаги», проведенного в Университете Ювяскюля.

В исследовании изучалась связь процентного содержания жира в организме и других кардиометаболических факторов риска с академической успеваемостью среди 175 финских детей в возрасте 6–8 лет. Процент жира в организме оценивался с помощью DXA и других кардиометаболических факторов риска по образцам крови. Навыки чтения и арифметики оценивались с помощью стандартизированных тестов. Также были измерены различные мешающие факторы, включая двигательные навыки, кардиореспираторное состояние, физическую активность и малоподвижный образ жизни.

Более высокий процент жира в организме и более высокая концентрация лептина, гормона, секретируемого жировой тканью, были обратно пропорциональны навыкам чтения у мальчиков. Однако эти ассоциации объяснялись снижением моторики, связанной с ожирением.

У девочек уровень гамма-глутамиилитрансферазы, маркера ожирения печени, был обратно пропорционален беглости чтения. Эта связь не зависела от процентного содержания жира в организме, моторики, кардиореспираторной пригодности, физической активности и социально-экономического статуса.

"Хотя ожирение было связано с плохими навыками чтения у мальчиков, эти ассоциации в основном объяснялись худшими моториками, которые часто сопровождают ожирение. Эти результаты предполагают, что тренировка двигательных навыков в раннем детстве может способствовать развитию навыков чтения у мальчиков в первых классах начальной школы," говорит доктор. Ээро Хаапала из Университета Ювяскюля.

"Факторы кардиометаболического риска могут быть более важными корреляторами академической успеваемости у девочек, чем у мальчиков, но это требует дополнительных исследований."

Результаты показывают, что ежедневная физическая активность детей должна включать различные возможности для тренировки и репетиции двигательных навыков.